ВИДЫ ТЕНДЕРОВ И ИХ ОСОБЕННОСТИ



Тендеры классифицируются по различным признакам. В плане цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут являться открытыми и закрытыми.

Формы проведения

Открытая форма тендера предполагает полную публичность в плане допуска к информации о самой закупке, критериях для участников торгов и процедуры самих торгов. Информация о таких тендерах в обязательном порядке является общедоступной.

Закрытый тендер проводится, если дело требует соблюдения государственной или коммерческой тайны, сфера деятельности представлена малым кругом участников или проведение открытого тендера нецелесообразно.

Процедуры проведения

На сегодняшний день понятие «тендер» используется практически всегда, когда речь идет о закупках. На самом же деле тендер не закреплен как понятие в законодательстве, но при этом в бизнес-среде термин «тендер» используется активно. Тендер может являться как аналогом терминов «конкурс» или «аукцион», так и других конкурентных процедур, например «запрос котировок», «запрос предложений» и т.д.  Однако, имеются существенные различия между данными понятиями.

Тендер (Конкурс) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров или предоставление услуг по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Победителем конкурса признаётся участник, предложивший наилучшую цену, а также наилучшие условия выполнения контракта.

Запрос предложений (Запрос коммерческих предложений) – это процедура, при проведении которого, поставщики делают предложения заказчику, который, в свою очередь, сам выбирает наилучшие для себя условия. Конечно, при этом заказчик может выставлять определённые требования к предложениям. У запроса предложений принципиальных различий от тендера и конкурса нет, и в том, и в другом случае побеждает тот, кто предложил наилучшие условия и цены заказчику. Полагается, что запрос предложений — это упрощенная форма конкурса (тендера), когда нецелесообразно проводить конкурс или необходимо сделать анализ существующей на рынке ситуации, чтобы приобрести некоторые товары. Соответственно, запрос также дает возможность заказчику отказаться от заключения договора после рассмотрения предложений.

Запрос котировок (Запрос ценовых предложений) предполагает получение цены на закупаемый товар или услугу у нескольких поставщиков одновременно. Заказчик заключает контракт с тем, кто предложил самую минимальную цену. Основным отличием от конкурса и запроса предложений является конкретизация назначения документа — получение информации только о цене товара или услуги.

Аукцион следует проводить в ситуации, когда заказчик четко определился с качеством необходимого товара и с сроками поставки, и единственным критерием является цена. В отличие от запроса котировок (запрос ценовых предложений), в данном виде торгов участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов.  В основном аукцион используется при продаже товара, ценных бумаг, движимого и недвижимого имущества, имущества предприятий, произведений искусства и других объектов. В этом случае товар приобретается победителем аукциона, предложивший наиболее высокую цену.


Вверх